Аналитика:
Россия - страна с неограниченными возможностями для караванинга
Россия является одной из самых богатых стран по туристским ресурсам, по разнообразию климатических поясов, природных зон и культурных этносов.
В стране, имеющей самый большой лесной покров и самый чистый воздух, самое глубокое и чистое озеро в мире, туризм может стать одной из самых доходных частей бюджета. Мировая практика самым убедительным образом доказывает, что инвестиции в индустрию туризма по своей отдаче сравнимы, к примеру, с вложениями в нефтедобычу. На мировой туристический бизнес сегодня приходится около 10% экспорта, а на международном рынке услуг его доля составляет 35%. Российский туристический рынок имеет огромный потенциал, однако используется далеко не в полной мере.
Текущее состояние въездного и внутреннего туризма в России рисует не слишком радостную картину. Согласно данным Федерального агентства по туризму, в 2004 году количество прибывших иностранных туристов по сравнению с 2003 годом сократилось на 9,2 % и составило 2 861 тыс. человек, а за первые шесть месяцев 2005 года турпоток в Россию сократился еще на 11%. Таким образом, наблюдается явная тенденция снижения интереса иностранных граждан к отдыху в нашей стране, что наглядно демонстрируют статистические данные, приведенные в приложении.
Наибольшее сокращение количества иностранных туристов за прошедший летний сезон - на 20-25% - наблюдается по таким популярным направлениям, как Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо.
В то же время Всемирная туристическая организация включила Россию, наряду с развитыми странами, в число крупнейших импортеров туристических услуг. Доля России составляет 3,4% от всего мирового импорта данного вида услуг (данная цифра характеризует объемы выездного туризма), в то время как доля ее экспорта (въездной туризм) -- менее 0,6%.
В 2003 году въездной туризм принес стране 12,9 млн. $, а общая сумма денежных средств, оставленных нашими соотечественниками за границей оценивается в 4502 млн $. Туризм из прибыльной отрасли превратился в России в самую убыточную.
Считается, что самая оптимальная пропорция, когда на одного выездного туриста приходятся четыре внутренних. Именно такое соотношение в США - американцы путешествуют главным образом по стране. Наша страна и по территории, и по природному и культурному разнообразию вполне может сравниться с США, но у нас на десять выезжающих туристов приходится один внутренний.
Наши состоятельные соотечественники предпочитают кредитовать зарубежную индустрию туризма. Возрождение внутреннего туризма - это непростая проблема, решение которой нельзя откладывать на завтра.
По данным некоторых специалистов, нормальная туристическая инфраструктура способна превратить российский туризм в сверхприбыльную отрасль, приносящую 30 миллиардов долларов ежегодно.
Одной из причин сложившейся ситуации является существенное сокращение мест размещения туристов. Число гостиниц и их аналогов в России равнялось: 5504 - в 1995 году, 4182 - в 2000 году и 3916 - в 2003 году. С 1995 года число специальных средств и мест размещения туристов в России (санаторно-курортные места, турбазы, организации отдыха) сократилось на 20% (с 5810 в 1995 году до 4601 в 2003 году).
На фоне острого дефицита современных гостиниц и мест размещения наблюдается постоянный рост цен на основные туристические услуги. Здесь проявляется вторая и, пожалуй, главная причина бедственного положения въездного и внутреннего туризма в стране.
Туристический поток из Западной Европы в Россию сокращается, прежде всего, из-за дороговизны туров. Сейчас даже себестоимость туристических услуг для тур-операторов превышает планку платежеспособности граждан западноевропейских стран, тем более, что есть огромный выбор гораздо более выгодных предложений из Восточной Европы.
В качестве примера возьмем классический тур Москва - Санкт-Петербург на семь ночей и восемь дней. За последние четыре года его стоимость выросла в 2-2,5 раза, и сейчас обойдется европейцу в 1300-1400 евро. Между тем аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит от 500 до 700 евро с человека. Цена турпакета в Россию растет за счет всех составляющих. В частности, за четыре года стоимость железнодорожного билета Москва - Санкт-Петербург выросла с 30-40 долларов до 80 долларов, стоимость билетов в основные музеи увеличилась в 3-4 раза, ежегодное увеличение стоимости питания и гостиниц составляет 20-25%. При этом отмечается явное несоответствие цен и качества туристических услуг в нашей стране.
По этой же причине все больше наших граждан делают выбор в пользу зарубежных курортов. Стоимость транспорта на перспективных туристических направлениях в Российской Федерации превышает разумные пределы (сейчас полет в Анталию стоит дешевле, чем полет в Сочи), при этом достойных средств размещения не хватает.
Безусловно, для решения данных проблем требуется целый комплекс мер государственного масштаба. Однако, освоение новых направлений туризма, таких как караванинг и автотуризм, также могут изменить текущую ситуацию в лучшую сторону. Становление и развитие этого вида отдыха в России придаст внутреннему туризму более цивилизованный характер и увеличит товарооборот туристической отрасли. Это поможет вернуть стране часть "уплывающих" за границу денег, которые ежегодно тратятся нашими соотечественниками на отдых за рубежом, и создаст большое количество новых рабочих мест. При наличии кемпингов и соответствующей инфраструктуры в регионах получит развитие такое перспективное направление туризма, как "туризм выходного дня". Туры выходного дня значительно снижают сезонные колебания и повышают доходность туризма в целом.
Кроме того, развитие караванинга может стать важнейшим фактором повышения интереса европейских туристов к России. В пользу этого утверждения говорит небывалый рост популярности данного вида отдыха среди европейцев.
Количество людей, приобретающих в Европе автодома и жилые прицепы, неуклонно растет. Автотуризм доказал свою жизнеспособность и вносит значительный вклад в экономику стран Европы и Северной Америки.
В Германии официально зарегистрировано 620 000 автодомов и 440 000 караванов. С учетом жилых стационарных прицепов для отдыха (используются для стационарного кемпинга на долговременных стоянках), количество караванов достигает 990 000 единиц (согласно исследованию, проведенному Ассоциацией по Туризму Германии (German Tourism Association) и Союзом Производителей Караванов Германии (Caravaning Industrie Verband (CIVD).
Согласно статистике Европейской Федерации Производителей Караванов (ECF), общее количество автодомов и караванов в Европе, зарегистрированных в качестве транспортного средства, достигает 1 024 500 и 4 400 000 единиц, соответственно.
2004-й календарный год в Европе примечателен очередным ростом продаж транспортных средств для отдыха и туризма. В общей сложности было продано 196 147 единиц (72 517 автодомов и 123 630 караванов на основании данных о регистрации новых транспортных средств). Рост по сравнению с 2003 годом составил 9,1% - для автодомов и 5,3% - для караванов. Самые крупные рынки сбыта в 2004 году: Великобритания - 44 928 проданных единиц (+14,8%), Германия - 40 925 ед. (+1,3%), Франция - 29 170 ед. (+7,6%).
2005-й год продолжает развивать эту тенденцию. В первом полугодии, по оценкам ECF, продажи автодомов и караванов выросли на 1,5%, по сравнению с периодом прошлого года, и составили 126 108 единиц. Данная цифра соответствует 51 128 и 74 980 проданным автодомам и жилым прицепам.
На графике показана динамика неуклонного роста продаж караванов и автодомов в Европе с 1996 по 2004 год:
Таким образом, за последние пять лет рынок автодомов и караванов в Европе вырос на 27%.
По данным Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов и Караван-стоянок (EFCO&HPA) на сектор кемпинга и караванинга (данный сектор охватывает различные места, площадки, парковые зоны, оборудованные для отдыха и туризма, где предусматривается полное самообслуживание, а плата берется только за размещение) каждый год, в среднем, приходится 22% всех отдыхающих в Европе.
Данный сектор предоставляет 10,8 млн. мест для ночлега туристов и является самой крупной туристической сетью Европы, опережая традиционный гостиничный бизнес с 8,7 млн. мест.
За последние годы наблюдается небывалый рост интереса к караванингу. Согласно анализу, проведенному Исследовательским Центром Отдыха и Путешествий, 8% всех отдыхающих в Германии в 2002 году провели свой отпуск в палатке, караване или автодоме (5,08 млн. отпусков). Число людей, выбирающих такой вид отдыха, выросло на 34% в сравнении с 2001 годом. В период с 2002 по 2004 год интерес к караванингу в Германии удерживался на одном уровне:
Поездки в период отпуска в 2002-2004 году (Германия)
Место пребывания |
Количество поездок |
2002 |
2003 |
2004 |
млн. |
% |
млн. |
% |
млн. |
% |
Гостиницы |
29,21 |
46% |
30,42 |
46% |
32,41 |
49% |
Летние домики; бунгало (дачи) |
15,88 |
25% |
16,54 |
25% |
15,21 |
23% |
Пансионы; краткосрочная аренда комнат и квартир |
5,72 |
9% |
6,61 |
10% |
5,29 |
8% |
Кемпинги; караван-стоянки |
5,08 |
8% |
5,29 |
8% |
4,63 |
7% |
Друзья; родственники |
7,62 |
12% |
6,61 |
10% |
7,28 |
11% |
Прочие |
1,27 |
2% |
0,66 |
1% |
1,32 |
2% |
Всего |
63,5 |
66,14 |
65,36 |
Источник: RA 2003-RA 2005
В то же время, кемпинг и караванинг оказывает все большее влияние на экономику Германии и других стран Евросоюза. В апреле 2004 года было опубликовано исследование Института Экономики Туризма Германии при Университете Мюнхена, согласно которому каждый год в Германии регистрируется около 148,5 млн. ночлегов/ дневных пребываний на караван-стоянках и кемпингах (их общее число в этой стране достигает 3 624). 13,7 % пребываний приходится на иностранных туристов (преимущественно, из Голландии). При этом среднесуточные расходы одного человека составляют:
- 26,9 Евро - при пребывании на кемпингах и стоянках
- 37,2 Евро - пребывание автотуриста вне кемпингов
- 16,90 Евро - пребывание в стационарном жилом прицепе
- 14,00 Евро - знакомые и родственники, посещающие стационарный жилой прицеп
Исходя из этих и других данных, общий годовой товарооборот отрасли автотуризма и кемпинга в Германии составляет 9,5 млрд евро, из них:
- 3,47 млрд. евро - пребывание на кемпингах и караван-стоянках
- 3,07 млрд. евро - дорожные и транспортные расходы (переезд, топливо, ремонт, страховка, налог, амортизация)
- 2,9 млрд. евро - оборудование и аксессуары (покупка/аренда автодомов и караванов, дополнительное оборудование, мебель для отдыха, посуда, постельные принадлежности и т.д.)
В общей сложности, в данной отрасли занято около 170 000 человек, а ее прибыль оценивается в 4,1 млрд. евро. Весь товарооборот туристической отрасли Германии составляет 140,6 млрд. евро, что составляет 8 % ВВП.
Другим лидером в области Европейского автотуризма и караванинга является Великобритания. Следующая таблица демонстрирует популярность этого вида отдыха и его прибыльность для экономики страны.
Туризм и отдых в Великобритании
Место пребывания |
Количество поездок |
Расходы на пребывание
(евро) |
Количество ночлегов |
2002 |
2003 |
2002 |
2003 |
2002 |
2003 |
Млн. |
% |
млн. |
% |
млрд. |
% |
млрд. |
% |
млн. |
% |
млн. |
% |
Кемпинги, караван-стоянки |
17,3 |
17 |
16,4 |
18 |
3,33 |
13 |
4,78 |
20 |
80,8 |
22 |
72,9 |
22 |
Гостиницы |
32,5 |
32 |
30,1 |
33 |
10,77 |
42 |
10,52 |
44 |
84,5 |
23 |
76,3 |
23 |
Летние домики; бунгало |
6,1 |
6 |
5,5 |
6 |
2,56 |
10 |
2,39 |
10 |
36,7 |
10 |
33,2 |
10 |
Друзья/родственники |
39,7 |
39 |
31,9 |
35 |
6,41 |
25 |
2,39 |
10 |
128,6 |
35 |
99,5 |
30 |
Прочие |
6,1 |
6 |
7,1 |
8 |
2,56 |
10 |
3,82 |
16 |
36,7 |
10 |
49,6 |
15 |
Всего |
101,7 |
91 |
25,64 |
23,9 |
367,3 |
331,5 |
Источник: UKTS 2003, UKTS 2002 (Статистика Группы по исследованию туризма в Великобритании (UK Research Liaison Group)
Великобритания - одна из первых стран, где отрасль кемпинга и караванинга стала регулироваться на государственном уровне. В 1960 г. был принят Закон о Караван-стоянках (Caravan Sites and Control of Development Act 1960), где устанавливались определенные требования к караван-стоянкам и условиям пребывания на них, а также общие стандарты для караванов.
Влияние автотуризма и караванинга на туристический сектор экономики Европы неуклонно растет. В связи с этим вопросы развития и регулирования данной отрасли все чаще обсуждаются на общеевропейском уровне.
В качестве примера, стоит упомянуть действия Европейской Комиссии направленные на увеличение разрешенной максимальной массы автодомов и автомобилей с жилым прицепом, относящихся к категории B (на данный момент эта величина соответствует принятой в России - 3500 кг). Европейский Парламент принял в первом чтении поправки, предложенные Комиссией, согласно которым при наличии водительских прав категории B разрешается управлять автодомом или комбинацией автомобиль/жилой прицеп массой до 4250 кг. При этом необходимо будет пройти специальный однодневный курс обучения, который повысит общую безопасность на дорогах и уровень подготовки водителей, не обладающих опытом вождения автодома или буксировки каравана. Данная директива является настоящим событием для Европейской индустрии автотуризма, поскольку для управления почти любым современным автодомом и караваном теперь будет достаточно иметь водительские права категории В.
Ожидается, что директива приобретет законодательный характер не позднее 2010 года. Намеченный позитивный сдвиг приведет к еще большему развитию автотуризма в Европе. Поддержка такой важной составляющей въездного и внутреннего туризма на государственном и общеевропейском уровне является залогом растущей популярности караванинга среди европейцев и иностранных туристов.
Приведенные данные по индустрии караванинга и автотуризма в Европе свидетельствуют об успешном развитии и популярности данного вида отдыха. Для создания этого нового направления туризма в России не требуется особых комплексных программ, мер или значительных отчислений из бюджета, которых требуют от правительства представители туристической отрасли. Здесь достаточно создать первичные условия для становления рынка автодомов и караванов в стране.
Развитие массового туризма в России на основе применения "домов на колесах" во многих случаях не имеет альтернативы. Ведь инфраструктура туризма, в центр которой поставлен "дом на колесах", не требует капитальных затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций. Путешествия на автодомах и караванах могут стать импульсом к появлению впоследствии базовых центров туризма, которые будут обустраиваться уже традиционным способом - с отелями, ресторанами, релаксационными центрами.
К сожалению, отечественная автомобильная промышленность сегодня не производит соответствующих аналогов для любителей автотуризма, поэтому единственный способ путешествовать в "доме на колесах" заключается в использовании импортных автомобилей и прицепов. Главным фактором, сдерживающим развитие этого вида отдыха и туризма в России, является высокая стоимость автодомов и караванов для конечного потребителя, которая по сравнению с Европой выше почти в два раза. Так, например, самая простая модель Хюмермобиля с учетом таможенных платежей стоит 50 000 евро, что делает его малопривлекательным для российских любителей путешествий. В такой ситуации караванинг не может стать массовым явлением и останется лишь "забавой" для обеспеченных граждан.
Очевидно, что установленные таможенные пошлины на ввоз любых транспортных средств, в том числе автодомов и караванов, призваны поддерживать отечественных автопроизводителей и стимулировать создание иностранных производств на территории России. Однако в России автомобили данной категории не производятся. Мы предвидим появление подобного производства, но только при наличии сложившегося рынка и достижении минимального уровня продаж, при котором подобный проект станет целесообразным. Таким образом, это вопрос будущего. На данный же момент таможенные платежи за ввоз автодомов и караванов в Россию носят скорее заградительный характер и препятствуют развитию автотуризма.
Учитывая социальную и экономическую значимость развития данного вида отдыха в России, просим Вас рассмотреть вопрос о снижении ввозных таможенных пошлин на данную категорию автомобилей и прицепов.
Как показывает зарубежный опыт, именно поддержка на государственном уровне позволяет полностью реализовать перспективы строительства кемпинговой инфраструктуры в регионах, возможности привлечения инвестиций в развитие придорожного сервиса, а также превратить внутренний и въездной туризм в важную доходную часть бюджета государства.