Аналитика:
"Пять звезд" на четырех колесах. Что тормозит развитие актокараванинга в России?
Индустрия мобильного отдыха - продажа и аренда автодомов и жилых прицепов - имеет во всем мире миллиардные обороты. В то же время, это один из не многих видов бизнеса, который практически не развивался в России. Впрочем, ситуация постепенно начинает меняться. И у нас в стране появляются официальные продавцы автодомов и фирмы, сдающие их в аренду. Первый иностранный бренд, рискнувший вступить на российский рынок компания Hymer - крупнейший европейский производитель автодомов и прицепов. Обозреватель "Ко" Игорь Комаров беседует с генеральным директором бизнеса Hymer в России и СНГ Хансом Баером.
"Компания": Как вы представляете свою целевую группу в России? Созрел ли класс людей, готовых покупать ваши отнюдь не дешевые дома на колесах?
Ханс Байер: Мы разделяем наших потенциальных клиентов на четыре категории.
Первая - представители государственных органов власти, бизнесмены, политические деятели, которые могут использовать наши автодома, как офис на колесах. В Еропе это обычная практика. Например, один из политиков во время последних выборов в Германии сделал свой агитационный тур по Германии на автодоме. Вторая категория - люди, часто проводящие свои выходные на охоте и рыбалке. Третья - это группа потребителей, которая любит активный образ жизни: проводит свободное время в занятиях спортом, горными лыжами, мотоциклетными и автомоторными видами спорта, посещают соревнования Формулы 1. Четвертая группа - это обычные автотуристы, фанаты длительных путешествий, предпочитающие не зависеть от гостиниц и общественного транспорта. Они сами рисуют себе маршрут и путешествуют туда, куда им захочется.
"Ко": По опыту вашего двухлетнего присутствия на рынке, какую из категорий можно назвать наиболее перспективной?
Х. Б.: Наши продажи в России развивалось не так, как мы рассчитывали. Изначально мы делали ставку на премиум-сегмент, автодома для топ-менеджеров и политиков. Но, как оказалось, гораздо динамичнее развивается концепция классических автокемперов для автотуризма. Эта категория растет гораздо лучше, чем мы ожидали на первом этапе.
"Ко": В Европе основными потребителями автодомов являются пожилые люди, потому что у них есть время и деньги для путешествий. В России еще не сформировалась прослойка обеспеченных пенсионеров, стремящихся к странствиям по просторам родной страны и Европы…
Х. Б.: С самого начало было ясно, что в России мы имеем дело с совершенно иной целевой аудиторией, нежели в Европе. Ваша страна в плане спроса на автокемперы больше похожа на Америку и Канаду. Наш маркетинг в России ориентирован на 35-45-летних активных и состоятельных людей. Они независимы, успешны, спонтанны. В субботу московский бизнесмен с семьей может решить поехать кататься на лыжах, но гостиница не зарезервирована… В этом случае автокемпер - идеальное и единственное решение.
Нашу продуктовую линейку мы выстроили в соответствии с целевыми группами. Мы поставляем в Россию роскошные модели S-класса, соответствующие по уровню убранства номеру в пятизвездной гостинице.
Автокемперы более демократичных B- и C-класса мы поставляем с самыми мощными моторами. В отделке салонов автокемперов, которые предназначены для России, преобладают яркие и сочные цветовые решения.
"Ко": Какие факторы являются главным тормозом, сдерживающими индустрию развития караванинга в России?
Х.Б.: Это совершенно обычные факторы. Нужно определенное время, чтобы продукт стал известным, а образ жизни с ним связанный - популярным. В русском языке ведь до сих пор нет определения, названия, описывающего этот вид автомобилей. Автодом, автокемпер, автодача, дом на колесах - как только не называют наши автомобили. Мы фактически создаем новую нишу.
Нас, конечно, тормозит отсутствие сети кемпинг-платцев, обустроенных стоянок. Но они обязательно будут появляться с развитием внутреннего туризма. Мы, в свою очередь, в меру сил популяризируем автотуризм в России. Регулярно устраиваем автопробеги. Европейские владельцы автодомов доезжают до Байкала, путешествуют через Россию в Монголию, Китай. Причем западные путешественники абсолютно не боятся путешествовать по России.
Конечно, автокараванинг будет развиваться боле активно при строительстве новых дорог.
"Ко": Среди сдерживающих факторов вы не назвали короткий сезон для путешествий и холодные российские зимы…
Х.Б.: На самом деле, климатический фактор не играет определяющей роли в развитии этого рынка. Современные технологии позволяют жить в автокемперах и жилых прицепах в любую погоду. Посмотрите на Финляндию, где продается очень много автокемперов! В этой стране автокараванинг начал бурно развиваться в 1980- годы. И именно для Финляндии наша компания создала специальные отопительные установки для автодомов, работающие по принципу комнатных батарей - теплоносителем в них является жидкость. Но даже более простые "воздушные" отопители, работающие по принципу камина, позволяют абсолютно комфортно ночевать в автодомах при температурах до -30.
"Ко": Какие факторы наиболее активно влияют на развитие рынка автокемперов в Европе?
Х. Б.: Разитие было поступательным. Рынок автопутешествий начал зарождаться в 1960-е годы: с палаток, прицепов. Постепенно люди переходили к автокеперм. С развитием транспортной системы в Европе все больше развивался рынок автодомов и жилых прицепов: они становились все более комфортными и быстрыми. Самыми большими нациями караванинга в Европе являются англичане, голандцы, французы и немцы. Но в процентном отношении - количестве автодомов и жилых прицепов на долю населения - бесспорными лидерами уже много лет являются голландцы.
"Ко": Что активнее развивается прокат или продажи автокемперов и жилых прицепов?
Х.Б.: Что касается прицепов, то их в основном покупают. Примерно 60% действующего парка автокемперов находится у частных автовладельцев - 40% у прокатных контор.
"Ко": Учитывая высокую стоимость растоможки автокемперов, не планируете ли вы организовать их сборку в России?
Х.Б.: Это долгосрочное планирование. Необходимо достичь определенный уровень продаж. И тогда имеет смысл организовывать здесь монтаж автокемперов. Но это может начаться только тогда, когда в России мы будем продавать не менее 1500 автокемперов в год.
"Ко": А сейчас вы сколько продаете?
Х.Б.: За два года реализовали 153 автокемпера и 120 жилых прицепов. Немного, но примерно на такие объемы мы и рассчитывали на первом этапе.
"Ко": Появятся ли в продаже полноприводные варианты автодомов?
Х. Б.: Специально для России мы разрабатываем такие версии. Они появятся в продаже с весны 2006 года. Это будут автокемперы С-класса и В-класса. Мы исходим из того, что полноприводные автодома будут занимать порядка 40-50% общего оборота. Но говоря откровенно - полный привод на автокемпере - это в большей степени вопрос имиджа. Цепи противоскольжения, установленные на ведущую ось моноприводного автомобиля с таким же успехом могут решить проблему проходимости.
"Ко": Где больше продается автодомов в столицах или регионах?
Х.Б.: Пока Москва и Санкт-Петербург делают большую часть оборота. Но только по той причине, что в этих городах уже существует дилерская сеть. В будущем мы рассчитываем, что продажи в регионах достигнут 50% в обороте.