Аналитика:
"RedSleds" №2-3 2008 г.
"Будущее "дома на колесах"
Рынок караванинга в России только начинает формироваться, но уже сегодня у компаний, сдающих кемперы в аренду нет отбоя от желающих. О проблемах и перспективах этого бизнеса в нашей стране рассказывает Геннадий Рогов, директор направления "Hymer" OOO"Лаура-Специальные Автомобили"
RS: Много ли людей сегодня стремятся попутешествовать в кемперах?
ГР: Свободных домов в прокате во время сезонного спроса у нас нет. Все они забронированы заранее и простоя техники практически не бывает. Поэтому льготные скидки или спецпрограммы на выходные дни у нас пока не работают: так как мы просто не сможем обеспечить их машинами. В этом году среди арендаторов у нас много болельщиков. Машины забронированы для поездки в Германию на чемпионат Европы по футболу. И это логично, ведь мы так ждали это событие, наша сборная будет играть. А учитывая, что цена стоянки для кемпинга в Европе колеблется в пределах 5-15 евро, и площадки – лагеря расположены в живописных местах, вблизи от удобств и развлекательных центров – это вполне экономичный вариант. Тем более что для аренды кемпинга необходимы стандартные водительские права и стаж вождения не менее трех лет. Взять в аренду машину у нашей компании стоит от 100 до 200 евро в сутки. Цена колеблется от вида транспортного средства, которое берется в аренду: прицеп стоит дешевле, машина соответственно дороже. На наших машинах, кстати, можно выезжать из России и путешествовать по всей Европе, входящей и не входящей в страны ЕС. Мы были самыми первыми в России кто занялся этим бизнесом, и можем сказать, насколько тяжело продвигать этот продукт. Но уже сегодня можно сказать, что есть и успехи. Например, наши машины люди начинают бронировать не просто заранее, а уже и за год до планируемого отпуска.
RS: Каково сегодня соотношение в доходах компании между продажей и сдачей в аренду машин? Как планируется развивать этот бизнес?
ГР: Наш арендный парк включает сегодня 8 машин. К лету мы планируем увеличить эту цифру до 11 единиц техники. Ну а в течение ближайших 5 лет наши планы включают в себя приобретение еще нескольких десятков машин. Таким образом, арендный парк составит уже 20-30 штук. Тогда же изменится и соотношение между доходами компании от продаж такой техники и сдачи ее в аренду. Пока что доля доходов от аренды составляет не более 30% в структуре прибыли компании. Для развития бизнеса мы сегодня много времени и средств уделяем бизнесу по организации кемпинговых площадок. Мы помогаем составить бизнес-план, прорабатываем территорию, помогаем оценить перспективы спроса на нее в будущем.
Кроме того, в этом году у нас появятся ряд новинок Hymer, некоторые из которых буду иметь в своей линейке полноприводные машины. В частности, на базе Ford и Mersedes появится полноприводная модель TEC. Кроме того в этом году будет представлена и бюджетная модель Carado.
RS: Есть ли особенности кемперов, поставляемых именно для российских климатических условий?
ГР: Безусловно, и их несколько. Начнем с того, что наши кемперы и дома на колесах выдерживают перепады температур до минус 40 С, сохраняя внутри комфортную температуру - 20 градусов тепла. Есть также собственный бойлер, трехкомфорочная плита, газогенератор, который позволяет использовать собственное отопление, кипятильник, холодильник. Все наши машины оборудованы специально для климатических условий России обогревом системы сточных вод.
RS: В чем же основные проблемы, препятствующие развитию караванинга в России?
ГР: Главное – это отсутствие оборудованных площадок для их стоянки. И хотя последнее время в этом направление существуют определенные шаги – пока это капля в море, по сравнению с потенциалом страны. Например оборот рынка караванинга в такой стране как Германия составляет не менее 9,5 млрд евро в год. Мы же пока только начинаем работу в этом сегменте. На региональном уровне ощущается некая поддержка со стороны властей. В частности есть планы по возможному выделению ряда пятен под строительство кемпинговых зон на территории нашего города, но их пока очень мало. Всем известно, что земля в городе очень дорогая и даже если создавать участки под кемпинг на окраинах мегаполиса – все равно деньги за ее выкуп или аренду требуются очень большие. Да еще и ряд необходимых и тоже затратных согласований с различными ведомствами. Все это влияет на скорость появления таких площадок. К тому же, это новый бизнес для нашей страны и инвесторы пока не спешат вкладывать деньги в него. Чтобы увеличить число площадок в стране, нами были сделаны некоторые шаги по заключению контрактов с санаториями и домами отдыха или даже новыми спортивными курортами. Проблема заключается в том, что далеко не все санатории могут похвастать тем, что они заполнены. Даже такое место, как Красная поляна и то нередко стоит полупустым. А это значит, что пока хозяин не заполнил собственные номера, ему не выгодно сотрудничать с кемперами, которые приносят значительно меньше дохода.
RS: Что по-вашему необходимо сделать, чтобы решить эти вопросы?
ГР: Для этого государство должно помочь бизнесу. То есть, нужна федеральная целевая программа, по которой будут выделяться участки и предоставляться льготы по ее аренде или выкупу. Окупаемость таких проектов довольно быстрая, 2-3 года, но при этом на владельце лежат затраты на поддержание порядка и обслуживания таких мест. А это накладывает на него дополнительные расходы.
Источник:
RedSleds