Путевые заметки
Зимой в Финляндии на автодоме
Бизнес-леди, путешественница и постоянный автор рубрики "Спорт и путешествия" продолжает делиться с читателями своим опытом поездок по странам Европы на автодоме. Если в прошлый раз отдых был летним, то теперь Ольга Вронская и ее семья собрались в поездку зимой.
***
В одном из деловых клубов Санкт-Петербурга меня познакомили с профессиональным автопутешественником Алексеем Игнатковичем. Много говорили о поездках, делились впечатлениями.
Теперь уже нет сомнений в том, что именно та февральская встреча стала решающей.
Постепенно мое отношение к путешествиям стало меняться. Пришло понимание, что путешествия на автодоме - это не только способ провести летний отпуск. И вещь это не сезонная, как казалось раньше. Совершать поездки, открывать для себя новое, можно и зимой.
И вот, недолго думая, решили с семьей отправиться на четыре дня в Финляндию, в самом конце зимы. Сборы были быстрыми. Приготовили еды в дорогу, взяли теплые вещи. Все были полны оптимизма, хотя и вопросов возникало немало. Как поведет себя машина в новых для нее условиях? Как обеспечить жизнеспособность кемпера зимой? Ведь вне сезона кемпинги не функционируют для приема автодомов. Но не попробуешь – не узнаешь. И вот мы уже в пути.
Первое, что очень вдохновило, – это то, что таких, как мы, много. В Финляндии большое количество автодомов эксплуатируются зимой. То и дело встречали своих собратьев и на трассе, и на парковках в городах. Привычным жестом водители приветствовали друг друга. А пассажирам было явно приятно чувствовать свою причастность к миру автопутешественников. Наверно поэтому на любых парковках автодома встают «борт к борту».
Итак, мы не одни – уже хорошо. Дальше все было как в сказке. И кемпинг в двух километрах от Лаппеенранты, открытый зимой, и бесплатные души на заправках, и магазины с недорогими продуктами, и бесплатные подъемники на горнолыжных склонах, и даже лыжня, профессионально обновляемая ежедневно специальными машинами. Но все по порядку.
Самое главное – позитивный настрой. Причем с самого начала. И тогда все начинает происходить само по себе и именно так, как тебе нужно. Путешествуя уже много лет, знаю точно, что границу надо проходить с «добрым сердцем». Стоит только хоть чуть-чуть проявить неудовольствие – проблемы начинают появляться на ровном месте.
Зимой на границе тихо, машин немного. Весь проход занял не больше часа. Выехав из города в пятницу после работы, к вечеру были в Лаппеенранте. В дороге малыш играл, я заканчивала рабочие дела на ноутбуке. Время прошло незаметно. На ночлег встали около кемпинга. Поужинали, приняли душ, почитали сынишке перед сном, посмотрели «С легким паром» и легли спать.
Пришло время проявить нашему дому на колесах свои возможности. А их оказалось немало. Во-первых, очень хорошая теплоизоляция. Мощная газовая печка, независимая от работы двигателя, имеет несколько режимов и легко регулируется. Нагрев воды происходит автоматически. Теплый туалет и душ с горячей водой естественно дополняют перечень необходимых для удобной и комфортной жизни вещей.
Трехконфорочная газовая плита, холодильник, раковина с горячей водой на кухне делают процесс приготовления пищи недолгим и несложным. Обед готовим из нескольких блюд. Малышу отдельно, что-нибудь детское. Старшим более изысканное. За ужином ставим на стол свечи.
Множество шкафчиков, платяной шкаф, полочки и багажные отсеки дают возможность поддерживать в небольшом пространстве автодома порядок и чистоту даже в зимнее время. Хотя конечно многое зависит от хозяйки.
Ночь, проведенная в автодоме, прошла отлично. В салоне было тепло, как в городской квартире. Мы спали в футболках, малыш в пижамке. А за окном сугробы, минус 8-10. Все хорошо отдохнули и были готовы совершать новые открытия.
По общему согласованию наутро отправились в пешую прогулку в неизведанные финские просторы. Вскоре вышли к небольшому, метров 200-250, идеально выглаженному склону. Рядом бугельный подъемник.
Все работает. Несколько человек, в основном дети, катаются. Под склоном домик – красный крест, SOS и другие услуги. У служащего выяснили, сколько стоит. И каково было наше удивление, когда выяснилось, что все это «free», совершенно бесплатно. Неподалеку - несколько пронумерованных лыжных трасс различной сложности и протяженности для «бегунов». И тоже бесплатно, для всех желающих. И конечно же множество пешеходных троп и маршрутов.
Что особенно удивило – это велосипедисты. Их много. Зимой. На шипованной велосипедной резине. Дорожки для велосипедистов в идеальном состоянии. Велосипедные маршруты идут и в глубь страны и вдоль дорог и из поселений в поселения, через леса и поля. В общем – Финляндия – рай для тех, кто ведет здоровый образ жизни.
Основной целью нашей поездки был музей танковой техники в Парола. Музей интересный и неоднозначный. Не буду задерживаться на рассказе о нем. Это лучше сделают туристические компании. Но, думаю, людям, которые интересуются Второй мировой войной посетить этот музей будет интересно.
В Финляндии мы провели четыре дня. Раньше, направляясь в Европу, мы проезжали эту страну транзитом, считая, что ничего интересного в ней нет. И только сейчас, целенаправленно и с уважением посетив Финляндию, мы начали открывать ее для себя.
Особо хочется отметить несложность перемещения на автокемпере по городам и городкам Финляндии. Встать на бесплатную парковку в десяти-пятнадцати минутах ходьбы от центра города не представляет никакой сложности. Никаких ограничений движения автокемперов в городах нет. Припарковаться можно и у любого крупного магазина, и на нешироких городских улочках, и на открытых площадках, которых в городах достаточно.
Магазины предлагают широкий выбор вкусных и качественных продуктов. С удовольствием готовили в пути и традиционную для Финляндии рыбу и мясные продукты. Цены конечно разные, как и у нас. Но свобода перемещения дает возможность посещать недорогие сетевые магазины.
На следующей неделе старший сын с друзьями собирается съездить в Хельсинки в музей современного искусства. Я не против. Поездки бюджетные. Заправки дизельным топливом – 1500-2000 рублей на всю поездку. Гринкарту покупаем сразу надолго. А других расходов нет. Питание не считаем. Ведь дома тоже едим, а в дороге затраты на еду не больше. А теперь разделим затраты на топливо на пятерых и получаем, что каждый заплатит рублей 300-400. И это за несколько дней в Финляндии, на автодоме, с абсолютной свободой перемещений и посещений.
А впрочем, конечно не в этом дело. Дело не в ценах на продукты и топливо, не в наличии или удобстве кемпингов. Дело совсем в другом. Дорога. Манящая вдаль. Бесконечная. Открывающая тебе свои тайны. Новые земли, невиданные доселе. Новые народы. Иная культура. И хотя бы однажды испытав это, отказаться почти невозможно. И если есть в сердце мечта, ставь планку и бери высоту. А если не получилось с первого раза, потренируйся – в следующий раз обязательно получится.
Ольга Вронская
Источник - #